Значение сетевых сообществ в работе учителя
Уважаемые коллеги! Позвольте поздравить всех с наступающим новым учебным годом и пожелать искреннего уважения и обожания ваших учеников, наикрепчайшего здоровья, финансового благополучия, умения взглянуть на любую ситуацию с юмором, физических и душевных сил на весь новый учебный год. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблемы развития профессионализма учителя. Ключевым фактором для профессионального совершенствования педагога является самообразование, возможности которого значительно повышаются с появлением в работе учителя компьютера и Интернета. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто пользовался Интернетом для поиска нужной информации. Молодцы, впечатляет. Скачать картинку, презентацию, документ, т.е. потреблять сетевые ресурсы, большинство из нас умеет.
А теперь я хотела бы узнать, кто из вас, уважаемые коллеги, активно работает в сети, кто участвует в работе педагогических Интернет-сообществ? Увы, в предметные сообщества идут единицы даже из числа тех учителей, которых мы называем творческими. А почему вы не участвуете в работе сетевых сообществ, это же так интересно?!
Сетевое взаимодействие помогает быть в курсе инноваций. Здорово, когда можно поделиться своими идеями и найти единомышленников, пополнить методическую копилку. Может быть причина в том, что вы не знаете, что такое сетевое сообщество? Давайте попробуем решить эту проблему как алгебраическое уравнение: приведением её к самому простому виду.
Попытаюсь объяснить вам, что такое действующее сетевое педагогическое сообщество на примере работы сообществ на сайте «Сеть творческих учителей». «Сеть творческих учителей» - это часть международного образовательного проекта, объединяющего по всему миру работников образования. Её работа организована в более чем 80 сетевых сообществах и 55 творческих группах. В настоящее время активными участниками «Сети творческих учителей» стали почти 78000 российских и зарубежных преподавателей. В процессе живого общения педагоги учатся друг у друга, вдохновляются новыми идеями, создают совместные образовательные ресурсы. Любой учитель-предметник найдет на сайте Сообщество по душе.
Я являюсь активным участником Сообщества учителей математики, публикую здесь свои разработки, оставляю сообщения на форуме. На ветках форума можно обсудить любую проблему. Есть раздел «Методическая скорая помощь», где учителя помогают друг другу выбрать учебники, дают советы как лучше готовиться к ЕГЭ, как преподавать и по каким программам. В разделе «Проблемы и достижения школьного математического образования в России» идет обсуждение предложений к съезду учителей математики, который состоится осенью этого года.
Главный раздел форума - это раздел, где обсуждаются авторские работы учителей. Посмотрите, как проходит обсуждение. Автор дает самоанализ работы, далее они обсуждаются общественными экспертами, а потом оцениваются независимыми экспертами из числа учителей высокой квалификации. Обсуждение разработок ведется очень корректно, качественно, умело. У автора есть выбор: прислушаться к советам коллег и исправить допущенные ошибки или доказывать и отстаивать своё мнение. Если после доработки материал утверждается, то он помещается в библиотеку сообщества. Авторам выдается Свидетельство о публикации, а лучших авторов награждают дипломами. Прошедший учебный год был довольно плодотворным: все разработки, что я представляла в Сообщество удостоены Дипломов. Первый Диплом за работу, представленную на первый этап Фестиваля творческих учителей математики «Первый урок в сентябре» Работа называется «Первый урок алгебры в 11 классе по теме «Почему нельзя жить без математики?». Это - мотивационный урок, настраивающий учащихся на сознательное отношение к изучению предмета. Для урока разработаны подробный конспект, презентация и интерактивный кроссворд «Алгебра». Второй Диплом за работу, представленную на второй этап Фестиваля творческих учителей математики «Устная разминка на уроке». Работа состоит из трех разминок. Первая разминка «Математический футбол» создана для проведения фронтального опроса по теме «Степень с натуральным показателем». Разминка реализует не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные: воспитывает уважительное отношение к спорту с помощью математики и интерес к математике, используя занимательные задания о спорте. Для отработки вычислительных навыков учащихся я разработала игровую разминку «Отбей атаку». Если задание разминки выполнено правильно, то в воротах появляется надпись: «Ты – отличный вратарь!». Результаты игры выводятся на отдельном листе. Оценка выставляется, т.к. это тренировочная игра. Для проверки знаний учащихся по данной теме мной создан тест c выбором правильного ответа. После выполнения теста учащиеся могут узнать свой результат. Я часто использую на уроках свои тесты, разрабатываю их не только для класса, но порой и для конкретного ученика. Несколько таких тестов по теме «Логарифмы» я представила в Сообщество в 2008 году, когда ещё на сайте не выдавали Свидетельств о публикации и Дипломов. В мае этого года организатор Сообщества выставил мои старые работы на конкурс работ для итоговой аттестации учащихся. Отзывы коллег были только положительные. В разделе форума «Поздравления» я нашла своё имя в списке лучших авторов, а на мой электронный адрес был прислан Диплом за отличные работы для итоговой аттестации учащихся, предоставленные в 2010 году и опубликованные в библиотеке сообщества. Электронные Дипломы педагогического Сообщества для меня очень дороги, т.к. они выражают признание коллег из разных уголков нашей страны, они говорят о том, что мой труд востребован. А чудесные отзывы о работах воодушевляют творить и дальше.
Каждый участник сообщества имеет на сайте персональный профиль, в котором собрано портфолио учителя. Здесь фиксируются все полученные награды и опубликованные материалы. У участников сообщества есть возможность разделиться на творческие группы по интересам. Я выбрала группу «Подготовка учащихся к итоговой аттестации» Многим из вас знакомо словосочетание «система СтатГрад». Участвовать в мероприятиях системы СтатГрад может любая школа России. Наши выпускники добросовестно выполняли все тренировочные и диагностические работы по математике, разработанные сотрудниками Московского института открытого образования. Кроме системы Статград большую помощь в подготовке детей к экзамену оказал сайт «Открытый банк заданий по математике», проект МИОО при содействии Московского центра непрерывного математического образования. Дети во время урока выходили в Интернет и выполняли в режиме он-лайн тренировочные работы, тут же узнавали результаты, а затем уже совместно разбирались в своих ошибках. В Московском центре непрерывного математического образования есть издательство математической литературы. Связавшись с работниками издательства по Интернету, мы заказали очень хорошие пособия для подготовки к ЕГЭ, которые позволили организовать на уроках дифференцированное обучение. Жаль, что уроков математики в общеобразовательной школе так мало. Для отработки заданий повышенного уровня сложности не хватает времени. Поэтому и результаты ЕГЭ невысокие. Но, поддерживающая меня во всём администрация школы, довольна. Все наши выпускники успешно сдали ЕГЭ, по математике минимальный результат 30 баллов, максимальный 63. 8 из 9 выпускников школы поступили учиться в ВУЗы Нижнего Новгорода. Эти показатели свидетельствуют о высоком уровне профессиональной компетентности учителей нашей школы. Они все активно применяют на своих уроках ИКТехнологии, некоторые - участвуют в работе сообществ на сайте «Открытый класс». Колина Татьяна Александровна всегда говорит своим учителям: отбросьте скромность и стеснения, расскажите о себе другим. По её совету в этом году я представила свой педагогический опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок», где опубликовала статью «Реализация задач духовно-нравственного воспитания на уроках математики» в разделе «Преподавание математики». Ещё одна возможность показать, на что мы способны – это участие наших учеников в различных конкурсах. Например, ежегодно Центр развития одаренности (г. Пермь) проводит Молодёжные предметные чемпионаты. В прошедшем учебном году ученица нашей школы Борисова Екатерина стала призером Всероссийского «Молодежного математического чемпионата». Дипломом наградили и ученицу и учителя. Хорошо стимулирует развитие навыков исследовательской деятельности участие учащихся в научно-практических конференциях. В прошедшем учебном году учащиеся нашей школы представили на межрайонной НПК три исследовательские работы, которые были одними из лучших среди работ в своих секциях. Мои семиклассники презентовали на конференции совместный научно-исследовательский проект «О живой математике, цветах и чевианах». "Живая математика" – это компьютерная программа, о существовании которой я узнала, общаясь с коллегами на форуме сообщества. Нашла программу и начала осваивать её вместе с учениками на уроках геометрии. Ребята творчески отнеслись к выполнению проекта, получили основные умения и навыки по работе с программой и красочно оформили результаты исследований в виде страниц «Живой математики». Некоторые соотношения сначала обнаружили с её помощью, а потом уже из литературы выяснили, что это давно известные теоремы: теорема Чевы, теорема Жергона, теорема Ван-Обеля и др. Используя инструменты программы, создали движущийся и переливающийся цветами "волшебный цветик-семицветик", который стал настоящим украшением проекта. Главный вывод, который сделали ребята по окончании проекта: геометрия – интересная наука. А это значит, что проект своей цели достиг и заслуживает высокой оценки. Подобную работу трудно оценить, не имея представления о «Живой математике». Всех желающих освоить основные приёмы и методы работы в этой программе, я приглашаю стать участником мастер-класса «Живая математика», который будет проходить в новом учебном году в Сообществе учителей математики на сайте «Сеть творческих учителей». Многие сидящие в зале – люди с огромным опытом за плечами, у которых есть чему поучиться, и есть чем поделиться с коллегами. Но опытный учитель одновременно и скромный учитель и видят его творения лишь его ученики и коллеги в школе, в лучшем случае в районе. Такой обмен опытом не сравнить с обменом в педагогическом сообществе. Призываю вас, дорогие коллеги, активнее участвовать в работе педагогических Интернет-сообществ, ведь закрытый в рамках своей школы, своего региона, своей страны учитель достаточно быстро останавливается в своем профессиональном развитии. Формирование устойчивой среды профессионального общения является важнейшим элементом повышения квалификации педагога. Спасибо за внимание! |