Суббота, 27.04.2024, 06:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ Галибихинской средней школы

Меню сайта
Фотоальбом школы
Чат
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page
Geo Visitors Map
Наша кнопка

Код кнопки
для вставки на ваш сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Обмен педагогическим опытом

Статья "Технологическое образование в современной общеобразовательной школе: проблемы и перспективы развития"
 
О.А. Фролова
МКОУ Галибихинская СОШ Воскресенский район
«Технологическое образование в современной общеобразовательной школе:
проблемы и перспективы развития»

Школа должна готовить своего воспитанника к жизни,
должна вооружить его в такой мере, чтобы,
войдя в бурное житейское море, он не потерялся среди того разнообразия,
какое дает современная действительность,
и сумел верно, с полным самообладанием реагировать
на предъявляемые жизнью запросы. П. Знаменский.
Слово «технология» является сегодня одним из самых распространенных. Мы рассуждаем о новых компьютерных технологиях, о современных педагогических технологиях, появились даже нано - технологии и т.д. В последние годы в сфере образования формируется новая образовательная система, в которой лежат технологические инновации, современные информационные и коммуникационные технологии. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и учащихся, в экономических механизмах, в сфере образования и даже в теории и методологии современного образования. В школе предмет «Технология» является интегрированной образовательной областью, синтезирующей научные знания математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Получается, что «Технология» – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. Технологическое развитие страны предполагает технологическую подготовку кадров, которая начинается с технологического образования молодёжи в общеобразовательной школе в рамках образовательной области «Технология». Без технологического развития России многие современные, производственные, экономические, кадровые, социальные проблемы не решить. В данный момент перед образовательной системой ставится важная задача: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. Инновация – это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило, изменяет, изменит образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся. Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, здоровьесбережение, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация. Какие инновационные технологии применимы для образовательной области "Технология”? Важной особенностью образовательной области "Технология” является направленность на творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Цели, поставленные перед учителями технологии, требует переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию. Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются деловые игры. Например, занятие в форме игр: "Поле чудес”, "Хозяин (хозяйка) дома”, "Организация работы менеджера”, "Мой карьерный рост”, "Технология социального успеха” и. т. д. Деловая игра вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическими применениями. Учащиеся весьма поверхностно осведомлены о таких аспектах производства как плановость, дисциплина труда, нормирование, деловая субординация и др. Чтобы научить сознательно применять эти категории, необходимо включить учащихся в такую деятельность, которая по своему психологическому содержанию соответствовала бы производственной. Это возможно только при использовании деловых игр. Выполняя в процессе игры роль "технолога”, "искусствоведа”, "эксперта”, "дизайнера”, "художника-модельера”, или другие, учащиеся имеют возможность знакомства с рядом профессий, косвенной ориентации на них. Для практики проведения игры следует учитывать, что учитель может выступать в учебной игре в разной роли: "инструктора”, "судьи”, "тренера”, "ведущего”. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога "ученик-компьютер”. Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа). Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока. Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано. Третий этап – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи и т.д. Такие уроки проводятся в кабинетах информатики. То же можно сказать и об организации проектной деятельности учащихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают из компьютера. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов. Это позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ. Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии. Технологии, которые объединяются названием "Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. "Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания ученику по отбору материала в "Портфолио” (имеется в виду не конкретные задания, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам следует его отбирать); анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в Портфолио работ; анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного "Портфолио”. Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения. В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении. Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности. Нестандартные уроки – это требования нового времени, вызванные, в частности, острой нехваткой учебно-методической литературы по ОО "Технология”. Классический тип, то есть традиционный тип урока стал в наше время малоэффективным. Инновационные методы в преподавании ОО "Технология” – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие нашим ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии. Таким образом, радикально меняются требования к профессионально-педагогической компетенции учителя: крайне важно умение пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. При этом учитель нуждается в помощи, а именно - повышении своей квалификации (стажировки, участие в проведении конференций и семинаров, самообразование и т.д.) Повышение уровня квалификации учителя связано с затратами большого количества труда и денежных средств, а поэтому должны соблюдаться принципы рыночных отношений, один из которых – принцип эквивалентного обмена - чем больше затраты труда, тем выше оплата труда. В условиях сельской местности школы реализация потребности в повышении квалификации сталкивается у учителя со многими трудностями: Во-первых, учитель-предметник в сельской школе представлен, особенно в малокомплектной школе, в единичном числе. В такой школе невозможно организовать внутришкольные методические объединения. Учителям труднее поддерживать постоянную связь с областными институтами повышения квалификации, областными и районными библиотеками из-за удаленного расположения сельских школ. Приобретение новой литературы ограничены по причине отсутствия специализированных точек продажи. Возможности доступа к сети Интернет желают так же пока быть лучшими из-за технических возможностей и отдаленности от райцентра. Во-вторых, систематическая подготовка. Для представителей многих профессий длительный практический опыт прибавляет мастерства. Вместе с тем исследования показывают, что стаж педагогической работы прибавляет мастерства лишь первые 5-7 лет, а потом если учитель не продолжает учиться (курсы повышения квалификации, переподготовка, получение второго высшего образования), стаж дает мало. Требуется обновление знаний, изучение новых фактов, научных тенденций для поддержания высокого уровня преподавания. В сельской местности этот процесс сопряжен с дефицитом свободного времени и многопредметным преподавание. Фактор времени. У сельского учителя меньше свободного времени, так как выше общая трудовая нагрузка из-за необходимости больше времени и сил тратить на ведение домашнего хозяйства (а именно – приусадебное хозяйство), потому что уровень заработной платы не высокий, даже не смотря на 25 % прибавку за работу на селе. Следующая проблема сельского учителя - многопредметное неродственное преподавание предметов, которое также не способствует профессиональному росту учителя. Преподавание нескольких предметов неизбежно порождает подготовку учителя к урокам по нескольким различным предметам. Возникает необходимость в дополнительном наборе знаний. Для того, что бы устранить это негативное явление необходимо получение второго высшего образования и курсовую переподготовку по требующимся специальностям, что связано с временными и денежными затратами. Преодолевая вышеперечисленные трудности, учителя сталкиваются с не менее важной проблемой несоответствия затраченного труда и материальных затрат на обучение с последующей оплатой труда. Доплата к окладу учителя устанавливается только в случае прохождения аттестации на соответствующую категорию. Анализ проблем повышения квалификации и оплаты труда учителей сельских школ позволяет создать вывод о том, что в сельской местности уровень подготовки школьников более зависим от личности учителя, чем в городских условиях. Обеспечение своевременного повышения квалификации учителей сельских школ, стимулирование, в том числе и материальное, улучшение бытовых условий является важнейшей задачей органов образования. «Не стоять на верном пути, а идти вперед!» - сказал в своем выступлении Александр Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности Академии социального управления, выступая на VII Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений, проходившем 28-29 ноября 2011 года в столице. Понимание необходимости движения к переменам, модернизации присутствовало у всех на форуме. Только уж слишком цена высока. «Бумажным терроризмом» назвал один из участников тот вал документооборота (умножившегося в разы – и бумажного и электронного), свалившийся на голову руководителей и педагогов. «Дайте заняться нам своим непосредственным делом – учить детей», - умоляют учителя. И так везде. Встает закономерный вопрос: какое качество может дать учитель при таком подходе? И это еще одна из проблем нынешнего образования… Ну что ж, будем пробовать, будем ошибаться, будем учиться – будем учить! Наверное, с нас будет вести отчет новая система образования, отвечающая запросам времени и общества. Не самая плохая миссия современных учителей!
ЛИТЕРАТУРА
1. Технология. Программы общеобразовательных учреждений.5-11 классы /научная редакция сборника Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: «Прсвещение», 2010.
2. Корпушина Т.А. Инновационные подходы в обучении образовательной области "Технология". МОСШ №6 г.Нижневартовск, 2010.
3. Федотова М.В. Проблема повышения квалификации и оплата труда учителя сельской школы. 2008.
4. Школа. Газета для учителей, учеников и их родителей. №3.-Н.Новгород, февраль 2012.
Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: Олянька (25.03.2012)
Просмотров: 10117 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соц.сетях

Наш Telegram

Поиск
Школьное питание
Возраст сайта

Copyright (c) Сайт Галибихинской школы ggaliba.ucoz.ru 27.04.2024 HASH(0x4c67068)
Проверка тИЦ и PR Яндекс.Метрика