Четверг, 02.05.2024, 15:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ Галибихинской средней школы

Меню сайта
Фотоальбом школы
Чат
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page
Geo Visitors Map
Наша кнопка

Код кнопки
для вставки на ваш сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Обмен педагогическим опытом

Использование компьютерных технологий при организации исследовательской деятельности учащихся
Использование компьютерных технологий при организации исследовательской деятельности учащихся
Сорокина Н.Н., учитель математики МОУ Галибихинской СОШ
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми. Нужно воспитывать способных и отбирать способных, при этом, не забывая обо всех школьниках. Готовясь к сегодняшнему выступлению, я нашла интересное высказывание Песталоцци: «Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существование их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий». Каждый из нас может причислить себя к тем миллионам людей, которые не являются гениями, но одарены природой той или иной творческой способностью. Но природные способности не развиваются сами по себе. Только труд, причем упорный труд может способствовать их развитию. Поэтому первостепенная задача педагога воспитывать в детях трудолюбие, приучать их к самостоятельной работе. Никакая современная технология не даст положительного результата, и ученик не сможет состояться как творческая личность, если он не имеет навыков самостоятельной деятельности, не обладает такими качествами, как упорство, воля, стремление к победе.
 Я преподаю математику и считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом и его реализация возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований способствует выработке таких качеств, как собран­ность и систематичность. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. В последние годы появилась возможность использовать компьютер при изучении учебных предметов в школе, в том числе и математики. Я использую на уроках компьютерные презентации для объяснения и закрепления материала, создаю интерактивные тесты контроля знаний, провожу Интернет-уроки.
Но сегодня речь не об этом. Сегодня я покажу, как использую компьютер для организации исследовательской деятельности учащихся. Вместе со своими учениками осваиваю учебно-развивающую среду «Живая математика». Она располагает богатыми технологическими возможностями. У этой программы простой и дружественный интерфейс, с помощью панели инструментов (Готовальни) и пунктов Меню можно построить любую геометрическую фигуру. Геометрические фигуры можно оживлять, перемещать, изменять по размерам, вычислять их площади, периметры, значения углов и выполнять другие вычисления. Рисунки можно сопровождать текстом, для оформления работы есть возможность вставлять нужные картинки и фото. Таким образом, в виртуальной среде «Живая математика» можно выполнять все необходимые этапы исследовательской работы. Обычно к исследовательской деятельности привлекаются наиболее увлеченные, способные, одаренные, продвинутые учащиеся. Но когда в классе 4 человека, выделять кого-то одного нет необходимости. Проектно-исследовательскую работу мы выполняли на уроках все вместе. У нас получился совместный проект «О живой математике, цветах и чевианах», который мои семиклассники представили на межрайонной научно-практической конференции весной 2010 года. Объектом исследования выбрали треугольник. На экране вы видите фрагменты работы. Почему наш проект о свойствах треугольника? Отвечаем на этот вопрос словами замечательного русского ученого-геометра Ивана Федоровича Шарыгина: «Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – треугольник. Он так же неисчерпаем, как и вселенная». Почему Шарыгин сравнивает треугольник со Вселенной? Выдвигается гипотеза проекта: мы предполагаем, что у треугольника очень много интересных свойств. Основная задача проекта: найти информацию о новых свойствах треугольника и проверить эти свойства экспериментально. Работа над проектом проходила в несколько этапов: знакомство с программой «Живая математика»; выполнение тренировочных чертежей; подбор и изучение, необходимой для исследования литературы; сбор и систематизация материала. Материал, с которым познакомились ребята выходит за рамки школьного курса геометрии. Очень многие вещи были открытием и для меня. Вместе разбирались и выбирали то, что соответствует их возрасту, их знаниям. Основной принцип проведения работы: поставь вопрос – найди ответ. Например, сам собой возникает вопрос, а какие элементы треугольника, кроме его сторон, углов можно исследовать? Нашли ответ: в треугольнике можно провести чевианы. Появляется следующий вопрос о существовании соотношений между длинами чевиан и длинами сторон треугольника. И процесс пошел. Дети измеряли отрезки с помощью программы, выполняли с их длинами различные вычисления. В книгах по геометрии треугольника они нашли много интересных свойств: теорема Чевы, теорема Жергона, теорема Ван-Обеля и др., выполнили их экспериментальную проверку. Некоторые соотношения сначала обнаружили с помощью программы, а потом уже выяснили, что это теоремы. В проекте рассмотрены практические задачи на измерение расстояний между недоступными точками и решены они с применением признаков равенства треугольников и свойств окружности. Честно говоря, практическое занятие на природе детям понравилось больше, чем занятия в классе. Результаты исследований красочно оформили в виде страниц программы «Живая математика». Украшением проекта является, созданный ребятами «цветик-семицветик» и практическая задача «Изюминка». Главный вывод, который сделали ребята по окончании проекта: геометрия – интересная наука. А это значит, что проект своей цели достиг и мои ночные бдения за компьютером не напрасны. Народная мудрость гласит: сначала сам поучись, потом в учителя становись. Мне приходилось постигать тонкости этой программы по ночам самостоятельно. Работа по организации исследовательской деятельности требует от учителя высокой профессиональной компетентности. Нам, учителям предметникам нужна квалифицированная помощь. Марк Твен писал: « Самоучка редко знает что-нибудь как следует, и обычно в десять раз меньше, чем узнал бы с учителем ». И сразу встает вопрос: кто научит педагогов школ? Наверно, это, прежде всего, ИМК, педагогические ВУЗы, институт развития образования. Очень жаль, что курсовая подготовка педагогов эпизодична (раз в 5 лет) и проводится в основном в учебное время, да к тому же и платно. Нужны грамотные специалисты по работе с одаренными детьми, к которым можно обратиться в любой момент. А дети у нас действительно все одаренные. Посмотрите, сколько фантазии, выдумки и творчества проявили они в проходившем недавно конкурсе «Дары осени». Этот конкурс натолкнул моих талантливых учениц на мысль сделать проект о кленовых листьях. Они же так красивы, столько песен о них сложено, картин написано. Может попробовать создать их математический портрет? Идея есть, значит надо браться за работу и скучать в новом учебном году не придется.
Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: Nadegda (01.05.2011)
Просмотров: 982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соц.сетях

Наш Telegram

Поиск
Школьное питание
Возраст сайта

Copyright (c) Сайт Галибихинской школы ggaliba.ucoz.ru 02.05.2024 HASH(0x4c67068)
Проверка тИЦ и PR Яндекс.Метрика