Каждый уголок русской земли сохранил что – то свое, уникальное, неповторимое. Как правило, это либо церквушка с рухнувшими сводами, либо часовенка с отбитым крестом.
В Докукино это полурухнувшая и догнивающая церковь.
Остановишься перед холмом, поглядишь ввысь, на то, что сохранилось от церкви. И сразу же возникает мысль: какое удачное место выбрали когда – то наши предки для возведения храма.
Для того, чтобы перекреститься и устремить взор к святыне, придется поднять голову, взглянуть на небо, т.е. обратиться к Богу.
Cначала в д. Докукино была часовня во имя Святой мученицы Параскевы. Деревянная, покрыта тесом, глава обита деревянною чешуею, кресты обиты белым железом. Предание (сильно напоминающее об Успенской церкви) гласит, что некая юродивая откопала икону мученицы Параскевы. В память об этом на краю оврага (где была найдена икона) поставили часовню в честь святой мученицы. Со временем часовня обветшала.
Начало приходу было положено в 1917г. До революции в деревне не было храма, все ходили на службу в Успенское (около 10 км от деревни Докукино), там же находилось и кладбище, туда возили отпевать умерших, крестить младенцев. В Успенском и венчались, и причащались, и исповедовались. И хоть почти у каждого в деревне была своя лошадь, это было неудобно, ведь путь не близкий.
По настоянию женщин, было организовано несколько сходов, на которых и приняли решение строить храм. В эти годы мужчины с. Покровское, почувствовав охлаждение к религии, решили продать меньшую по площади церковь. Ну, а докукинцы согласились ее купить. Все было сделано на свои деньги, каждый вкладывал свою лепту, да и помощи ждать было не от кого – революция отделила церковь от государства. Срубы перевозили на лошадях, по прямой дороге, через лес, это около 20-25 километров. Причем, принимали участие в этом деле все жители. У кого не было лошади, помогали разбирать здание в Покровском и возводить его на месте.В этом же 1917 г. д. Докукино получила статус села.
Деревянная докукинская церковь представляла собой тип «корабль» и состояла из алтаря, собственно храма, придела и колокольни. Алтарь сделан в форме параллелепипеда с окнами на восток, юг и север. Купола над ним не было, алтарь венчал трёхскатный навес из досок. В храм вели два боковых (так называемых запасных) входа, к дверям шли ступени. Над храмом когда – то возвышался купол – восьмигранник шаровидной формы. Он был украшен огромным восьмиконечным крестом. В храме было два балкона: нижний – для хора, верхний служил для технических функций. С его помощью меняли свечи на паникадиле (паникадило – центральная люстра под куполом, предназначенная для свечей, используется в высокоторжественные моменты службы). К балконам вели две лестницы: по первой поднимались хористы, вторая предназначалась для дьячков и прочих церковнослужителей.
В 80-е годы двадцатого столетия учитель докукинской школы Крюков Владимир Васильевич сделал макет церкви, затем он был передан в Воскресенский краеведческий музей.
Строили церковь с заботой и любовью. Вдоль всего храма под навесами был протянут деревянный зубчатый узор, а окна украшали наличники.
Не увидим мы сейчас уже ни узоров, ни наличников. А ведь их выстругивали каждый индивидуально. Старались люди, прикладывали свои фантазию и талант. Их дети не оценили это творчество…
По данным местных жителей в 1939 г. церковь была закрыта и переоборудована под клуб, а затем и совсем разрушена и разорена.
«Стоит в плачевном состоянье
С тех незапамятных времен,
Отобранный на поруганье,
Народный храм наш – Божий дом».
Судьба икон оказалась печальной. Некоторые из них были сожжены, а другие были взяты верующими людьми по домам.
И кто теперь знает, где почитаемая икона Владимирская, украшавшая резной иконостас и икона Святой мученицы Параскевы?
Последним священником был отец Николай (Ливадонов). В 30-х годах, когда началась коллективизация в деревне, батюшку выгнали из его дома вместе с женой и детьми. Отец Николай от расстройства получил психическое заболевание и как нельзя кстати, потому что прокатившаяся волна репрессий его не затронула.
Священник, лишенный имущества, дома, а вслед за этим и рассудка уже не представлял никакой угрозы. У народа о нем остались самые хорошие воспоминания и его похоронили в центре кладбища.
Прошли гоненья, стихли страсти,
но нет покоя на душе…
И старикам, и нашим детям,
в конце концов и нам самим
храм нужен, как ничто на свете,
для врачевания души.
Наш храм, который был построен
отцами нашими для нас.