Пятница, 19.04.2024, 19:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ Галибихинской средней школы

Меню сайта
Фотоальбом школы
Чат
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page
Geo Visitors Map
Наша кнопка

Код кнопки
для вставки на ваш сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Обмен педагогическим опытом

Использование информационных технологий в преподавании математики
«Использование информационных технологий в преподавании математики»
Автор: Сорокина Н.Н., учитель математики МОУ Галибихинской средней общеобразовательной школы Воскресенского района Нижегородской области
Содержание:
1. Актуальность темы
2. Виды деятельности на различных этапах обучения:
этап изучения нового;
этап закрепления знаний;
этап применения знаний в новых условиях;
этап обобщения и систематизации;
этап проверки, оценки и коррекции знаний.
3. Внеклассная работа
4. Заключение
5. Использованные ресурсы.
Известный римский философ Сенека писал: «Обучая других – обучаюсь сам». Наверное, эта фраза, как нельзя лучше, отражает суть современного процесса образования. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности. Время неумолимо бежит вперед, ручку и лист бумаги для учителя уверенно заменяет клавиатура и монитор компьютера. Появление Интернета и новых технологий сбора, обработки и передачи информации оказали значительное влияние на развитие образовательного процесса.
Сегодня педагог уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы.
Приведу в качестве примера виды деятельности на различных этапах обучения, используемые мной на практике. Этап усвоения новых знаний. Довольно часто объяснение нового материала провожу с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Использую готовые презентации Единой коллекции ЦОР и других образовательных сайтов сети Интернет. Мультимедийная презентация обеспечивает высокую степень наглядности урока за счет звука, цвета, движения. Можно сказать, что это наглядность нового поколения. Ее восприятие совершенно иное, чем на бумаге, или даже в кино. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Этап закрепления знаний. В настоящее время существует много электронных изданий, которые можно использовать для закрепления и повторения изученного материала. Но мне больше нравится составлять тренировочные задания самой с учетом уровня развития детей. Интерактивные тесты, созданные в программе Power Point, направлены на отработку учебного материала. Работа с тестом строится в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. Если ученик выбирает неправильный вариант, то программа выдает слайд со словами «Неправильно! Попробуй еще раз!» и возвращает его обратно на слайд с вопросом. Если же ответ верный, то ученик переходит к слайду со следующим вопросом. Таким образом, ученик не может выйти из программы, не выполнив все задания. Во второй части таких тестов учащимся предлагается ответить в тетради (или можно на специальном бланке) самостоятельно на задания со слайдов, показываемых в автоматическом режиме.
На этапе комплексного применения знаний рекомендую проводить практические работы с использованием компьютера. Одной из ведущих линий школьного курса алгебры является функциональная линия. Перед учителем возникает проблема, как достичь наиболее эффективного усвоения данного материала? Наиболее актуальным и современным направлением решения данной проблемы является использование компьютерных программ, которые позволяют строить графики любых функций. Это новые технические инструменты, которые могут заменить карандаш и линейку. Эти инструменты предоставляют возможность быстро, аккуратно, точно и красочно выполнять построения практически любых графиков функций. Я применяю НИТИ-методику проведения практических работ по построению графиков функций в программе Excel. НИТИ-методика – это методика использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов. Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет». НИТИ-методики – это методики проведения уроков, объединённых одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на данную тему. Разработки проведенных практических работ я разместила в Интернете на сайте «Сеть творческих учителей», их можно найти по ссылке http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=89356 Для уроков обобщения и систематизации знаний удобно использовать готовые авторские презентации и их много можно найти в сети Интернет на образовательных сайтах. Многие учителя используют на уроках обобщения интерактивные кроссворды для повторения основных понятий темы. Совсем недавно я тоже освоила технологию создания таких кроссвордов и планирую применять их на уроках.
На этапе проверки, оценки и коррекции знаний применяю компьютерные тесты. Компьютерные тесты можно использовать для проведения любого вида контроля: предварительного, текущего, тематического, итогового. Для составления контрольных и самостоятельных работ в настоящее время существуют электронные пособия, н-р, генератор заданий по математике, издательство «Экзамен».
Широкими возможностями для создания тестов по любому учебному предмету обладает редактор электронных таблиц Excel. Овладение технологиями создания компьютерных тестов и использование их на занятиях приводит к следующим результатам: улучшается отношение учащихся к учебной дисциплине и к личности преподавателя, повышается успеваемость и качество знаний учащихся, рационально используется время на занятиях. Все, кого заинтересовали мои тесты, могут посмотреть их на сайте «Сеть творческих учителей». Я зарегистрирована в группе «Microsoft Excel на уроках математики» и некоторые из этих тестов опубликовала в библиотеке сообщества учителей математики.
С помощью компьютера легко организовать самопроверку домашних заданий. На экране демонстрируется правильное решение. Учащиеся проверяют свои работы и самостоятельно их оценивают.
Желание детей заниматься математикой зависит не только от качества учебной работы на уроке, но и от продуманной системы внеурочных занятий. Внеклассная работа развивает интерес детей к математике, расширяет их кругозор. На фото вы видите фрагменты внеклассного мероприятия «Мы пока не Архимеды», проведенного в ходе недели математики в феврале 2008 г.
Заключение. «Никогда не прекращайте Вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы Вы не учились, сколько бы Вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». Н.А. Рубакин Пришло время, когда необходимо постоянное, а не фрагментарное использование современных компьютерных технологий в учебном процессе для более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, с целью развития творческих способностей, информационной культуры учащихся. Повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии. Для учителей старшего поколения, не знавших ранее с какой стороны подойти к компьютеру, перед «погружением в ИКТ» встаёт также психологическая задача: «А смогу ли я?..»
Как мне кажется, я смогла. Было трудно, но теперь у меня есть опыт, которым могу поделиться с другими. И стоять на месте уже не могу. Хочется освоить что-то ещё, например, сделать свой сайт, но не хватает знаний. Постигать все тонкости компьютерных технологий в одиночку очень трудно. Я призываю вас, уважаемые коллеги, объединить наши усилия, делиться своими находками друг с другом. Ведь не зря народная мудрость гласит "Спрятал и потерял, поделился и нашел". Успехов всем на нашем педагогическом пути!
Использованные ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
2. Мы и образование http://www.alleng.ru/
3. Сеть творческих учителей/ Математика http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4460&lib_no=8878&tmpl=lib
4. Информационные технологии в преподавании математики http://www.rusedu.info/Article790.html
5. Фестиваль открытый урок http://festival.1september.ru/
6. Статья журнала "Вопросы Интернет-образования" №39 - "Методические аспекты тестирования как одной из форм контроля при обучении ИКТ" :http://vio.fio.ru/vio_39/cd_site/Articles/art_1_3.htm
7. Использование возможностей Microsoft Excel при разработке контрольно-измерительных материалов/Авторы-составители: сотрудники БММЦ 74329 – Магнитогорск: © БММЦ №74329,2007
8. Сеть творческих учителей. Сорокина Н.Н. http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=89356
Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: Nadegda (01.05.2011)
Просмотров: 2196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соц.сетях

Наш Telegram

Поиск
Школьное питание
Возраст сайта

Copyright (c) Сайт Галибихинской школы ggaliba.ucoz.ru 19.04.2024 HASH(0x4c67068)
Проверка тИЦ и PR Яндекс.Метрика