Четверг, 28.03.2024, 21:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ Галибихинской средней школы

Меню сайта
Фотоальбом школы
Чат
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page
Geo Visitors Map
Наша кнопка

Код кнопки
для вставки на ваш сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Обмен педагогическим опытом

Формы и источники самообразования

Самообразование

(формы и источники)

 

    Чтобы развить в себе чувство уверенности необходимо заставлять себя делать то, чего  опасаешься, и вспоминать свой прошлый положительный опыт в этом.   

Д.Карнеги

1.Сущность педагогического самообразования.

       Учитель должен систематически повышать свой уровень знаний, расширять кругозор, т. е постоянно заниматься самообразованием. Педагогическое самообразование – это логически стройная, четко спланированная система, цель которой реализация достижений пед. науки в школьной практике.

       

       Самообразовательная деятельность предполагает определенную обязательность. Поэтому она никак не может быть работой только по желанию, ибо учитель берет на себя обязательство работать так, чтобы не отставать от современных требований. Вместе с тем главным условием пед. самообразования является самоконтроль, а не контроль со стороны.

        Основной показатель эффективности самообразования – качество учебно – воспитательного процесса и уровень знаний учащихся. Если учитель хочет добиться успехов в труде, то свое самообразование он должен превратить в творческий и необходимый труд, без которого просто немыслима педагогическая деятельность.

         Самообразование способствует становлению личности, но определяет его сама личность. Согласно поставленным целям, учитель организует процесс самообразования, обуславливает его содержательную сторону. Содержание должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.

         Для того чтобы заняться самообразованием учителю необходимы соответствующие побудительные мотивы, а также внешние и внутренние стимулы. К внешним стимулам можно отнести поощрения со стороны администрации школы, стремление занять определенное место в школе, коллективе, в среде учителей.

А к внутренним – духовные потребности учителя, в частности потребность в знаниях, желание работать над собой, активность учителя, его убеждения.

          Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности. Если самооценканеадекватна, то личность развивает в себе не те свойства и качества, которые ей нужны. К примеру, педагог с завышенной самооценкой не испытывает потребности в самообразовании, он слишком высокого мнения о себе. И наоборот, педагог с заниженной самооценкой не верит в свои силы. Это становится психологическим барьером и тоже тормозит самообразовательную деятельность.

       Самообразовательная деятельность – постоянный и длительный процесс. В каждом конкретном случае учитель должен оставить цель, определить содержание и практическую направленность самообразования.

       Опыт показывает, что разработки, учебно – тематические планы и программы, не решают проблемы повышения квалификации педагога. Учителя  повышают свою квалификацию, прежде всего с помощью научной литературы, связанной непосредственно с предметом, тем самым, придавая деятельности новую направленность, открывая перед собой дорогу для творческого решения учебных проблем, позволяя вырабатывать свои методы, приемы и способы построения урока.

    

Особое место в самообразовательной деятельности учителя занимает самоанализ. Сильным становится тот педагог, который умеет проанализировать свой труд, говорил В.А. Сухомлинский. Познание педагогом самого себя осуществляется в процессе самоанализа, самонаблюдения и профессиональной самооценки.

2. Формы и источники педагогического самообразования.

      В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова раскрываются понятия «форма» и «источники». «Форма» определяется как вид, тип устройства, структура, внешнее выражение чего–нибудь, обусловленные определенным содержанием». «Источник» же – это то, что дает начало чему–нибудь, откуда исходит что–нибудь.

     В процессе педагогического самообразования «форма» и «источник» содержат в себе в определенной степени идентичное содержание, а именно: «Что я могу?» и «Чего я не могу?»

и, соответственно: «Что я должен сделать, чтобы работать хорошо?» и «Чему я должен научиться, у кого и из каких источников?»

  

 Наиболее популярной формой педагогического самообразования является работа с книгой. У В.Ф. Бокова есть оригинальные стихи, посвященные книге:               

                                                                                            Книга – учитель,

       Книга – наставница,

                            Книга – близкий товарищ и друг,

                                 Ум, как ручей, высыхает и старится,

                             Если ты выпустишь книгу из рук.

                           Бедным считайте такое жилище,

                              Где вся забота – набить бы живот,

                        Где калорийная, вкусная пища

                      Пищу духовную не признает.

  Книга – советчик,

    Книга – разведчик,

                          Книга – активный борец и боец,

                                    Книга – нетленная память и вечность,

                            Спутник планеты Земля, наконец.

 

К этим словам трудно что – либо прибавить. «Чтение есть тот акт, - говорил Д.И.Писарев, - посредством которого отдельная личность, чувствуя свое бессилие перед осаждающими ее вопросами, обращается к коллективному уму человечества, к лучшим представителям этого ума, чтобы от них добыть себе ответ на эти вопросы, неразрешимые для индивидуальных сил». Систематическое изучение педагогической литературы, регулярное чтение журналов по учебным дисциплинам, помогают поднять свой профессиональный уровень. Никакой вуз, никакие институты повышения квалификации, никакие методисты, директора, завучи не смогут научить учителей всему и дать советы на все случаи жизни. Учитель должен сам работать над собой. Сам должен пополнять свои знания.

     Педагогическим самообразованием должны заниматься все педагоги. Функции контроля может взять на себя администрация школы. Но здесь возникает вопрос: «Не бюрократическая ли эта забава – составление плана по самообразованию и контроль за его реализацией? Не унижает ли это достоинство педагога?» Конечно, тот учитель, который любит детей, творчески подходит к своей педагогической деятельности, всегда найдет время читать необходимую литературу и будет крайне озабочен своим духовным ростом. Разумеется, таким педагогам не нужны планы по самообразованию, не нужен постоянный контроль. Но есть учителя, которым необходим и план и контроль, хотя бы на первом этапе. В этом случае директор и завуч должны не столько контролировать, сколько помогать организовывать самообразование.

На педагогических советах мы обмениваемся полученной информацией, выступая с докладами по самообразованию.   

 Эдисон говорил: «Талант – один процент гения, а девяносто девять процентов потения». 

     Процесс педагогического самообразования складывается из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

     На первом этапе работы учитель должен уметь планировать, регламентировать и нормировать своё время на всю самообразовательную деятельность. Необходимо поставить цель: чему учиться в этом месяце и составить перспективный план на каждый месяц в отдельности. Важной особенностью этого этапа является умение предвидеть собственные затруднения.

    На втором этапе следует строить работу таким образом: распределить объём работы по месяцам и указать сроки выполнения намеченного.

    На третьем этапе можно сделать выводы, кратко сформулировать и записать то, чему научился, какой результат дала работа.

    Другая форма педагогического самообразования – внутришкольные проблемные семинары. Они способствуют творческой беседе, развитию педагогического кругозора, содействует воспитанию трудолюбия, культуры речи и умению свободно выступать на различных собраниях.

  Следующая форма педагогического самообразования – внутришкольные научно-практические семинары. Ими руководят опытные, творчески работающие учителя. Уточняется тема семинара и распределяются доклады. Необходимое условие – практическая направленность докладов, выход непосредственно на урок, на учащихся. Каждому участнику заранее должны быть известны цель и задачи данного семинара; он обязан знать, какие доклады будут, по каким темам будут проводиться открытые уроки.

   Научно-практическая исследовательская работа – также является формой педагогического самообразования. Эта форма работа подходит  только тем педагогам, которые имеют большой багаж знаний и опыт школьной работы.

 

Наряду с формами педагогического самообразования существует ряд других источников. Одним из них «открытый урок», который по своей сути должен нести обучающий характер.

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская «основа профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - вот так образно говорил об уроке В.А.Сухомлинский.

    Открытый урок – это аукцион знаний педагогов. Уроки поиска истины, праздник знаний, ума и таланта. На каждый открытый урок нужно найти «изюминку», какое-то интересное обстоятельство, интригующую деталь, неожиданные ассоциации.

    Подготовка к открытым урокам активизирует самообразовательную работу учителя. Учитель старается готовиться к уроку, преисполнен ответственности, стремиться показать себя подготовленным как в методическом плане, так и по предмету.

   Учитель, который занимается самообразованием, как правило, дает много знаний, его уроки насыщены интересным материалом.

   Серьезного внимания требует такая форма педагогической работы, как наставничество. Считаю, что оно должно стать нормой жизни каждого педагогического коллектива. Именно настоящие наставники принимают новаторские решения, ведут смелый педагогический поиск. Наставничество – это и острая постановка квалификации кадров и их инициативность. Наставником может стать лишь передовой учитель, опытный, творческий, хорошо знающий свое дело и имеющий авторитет в коллективе школы.

Они могут направить педагогическую деятельность молодых, нацелить их внимание на главное в учебно- воспитательном процессе, консультировать по важным проблемам предмета, методики его преподнесения.

Чрезвычайно важную роль в самообразовательной деятельности играют традиции школы. Массовость мероприятий, их целенаправленность и перспективность ценны тем, что способствуют развитию не только учащихся, но и учителей.

    В.А.Сухомлинский в проблеме самообразования выделил очень важный феномен – взаимоотношение. Он считал, что самообразование – это не механическое пополнение знаний, не замкнутость и оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения. И далее: «… интеллектуальная жизнь школы немыслима без тех тонких отношений, в которых человек открывается перед человеком как большое духовное богатство. Суть их должна состоять в обмене знаниями, умениями». К таким массовым мероприятиям, которые помогают становлению учителя как мастера своего дела, относятся «предметные недели», «тематические вечера» и т.п. Общим для них является то, что они, как правило, сближают педагогов, которые работают коллективно, сообща, делятся своим опытом, каждый старается вносить в это дело свою индивидуальность.

Формы педагогического самообразования различны, но имеют идентичное целевое содержание и они самый надежный и реальный путь повышения профессионального мастерства учителя.

Доклад составила Кострова В.Н.



 

 

Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: Nadegda (12.11.2012)
Просмотров: 12601 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соц.сетях

Наш Telegram

Поиск
Школьное питание
Возраст сайта

Copyright (c) Сайт Галибихинской школы ggaliba.ucoz.ru 28.03.2024 HASH(0x4c67068)
Проверка тИЦ и PR Яндекс.Метрика