Пятница, 19.04.2024, 20:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ Галибихинской средней школы

Меню сайта
Фотоальбом школы
Чат
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page
Geo Visitors Map
Наша кнопка

Код кнопки
для вставки на ваш сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Обмен педагогическим опытом

Что такое здоровье?
Что такое здоровье?
Вопрос на первый взгляд странный. Действительно, ну кто же не знает, что здоровье-это.… И вот тут возникает проблема – как же всё таки его определить? Хорошее самочувствие? Да. Высокая работоспособность? Безусловно, способность развиваться и совершенствоваться? Без сомнения. А кто более здоров – инвалид, потерявший способность двигаться, но живущий насыщенной и интересной жизнью сумевший реализоваться в профессиональной сфере, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и без радостно бредущий по жизни не стремящийся к совершенствованию и развитию? У всякого времени свои эталоны каждая культурно – историческая эпоха порождает своё представление о здоровье человека. Так, античный человек рассматривал заботу о здоровье, на развитие физических сил и качеств. « В здоровом теле – здоровый дух» Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Солярском кодексе здоровье: «Если врачей не хватает, пусть будет врачами трое: веселый характер, покой и умеренность в пище. Здесь здоровый человек- тот, кто способен примирить собственные потребности и возможности, отказаться от излишеств, довольствоваться имеющимся. Схожее понимание сути здоровья мы находим и в документах, относящихся к XVIII веку: все разрушающее равновесие производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь. Сегодня существует около 300 определений здоровья, которые можно объединить в 3 большие группы: нормоцентрический характер – описывает здоровье как «совокупность норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показаниями соматического состояния индивида». В толковом словаре русского языка здоровья – «…правильная, нормальная деятельность организма». Состояние здоровья человека – основной критерий его полноценной жизни. Гейне «единственная красота которую я знаю – это здоровье» Здоровье – категория и медика – биологическая и социальная.
 Вопросы формирования и поддержания духовного нравственного, психологического и физического здоровья личности и нации составляет ту область, в которой теснейшим образом переплетаются интересы системы образования, семьи, государства и общества. Поэтому совершенно необоснованно разрывать образовательную, оздоровительную, воспитательную и развивающую сферы деятельности в ОУ, поскольку только при сочетании медика – биологических и психолого–педагических подходов возможно осуществлять профилактику заболеваний, связанных с рисками поведения, но и формировать участников педагогического процесса устойчивою мотивацию, потребность в здоровье, имея в виду не место телесное (соматическое) здоровье, а в целом его психосоматические аспекты, включая духовное и нравственное здоровье личности.
Одним из важнейших показателей состояния здоровья является заболеваемость. Уровень ее остается очень высоким как в России, так и Нижегородской области. Из выступления сотрудников кафедры гастроэнриологии детского здравоохранения страна переживает затяжной демографический кризис. С 1992 года смертность детского населения превышает уровень рождаемости. Только за 2007 год его численность уменьшилась на 750 тысяч. Страна переживает демографическое опустошение, находится на стадии депопуляции. Диспансеризация детей 2001 -2006 г( возраст 17 лет) показала: Здоровых детей практически нет (0,4 %) Группа риска – 34 % Остальные – больные по 5-6 диагнозов. Отмечается ухудшение стартового здоровья новорожденных, что в последующем приводит к ухудшению здоровья в дошкольном и школьном возрасте. В школу уже приходят до 5 % больных детей. Сниженный уровень здоровья детей 6-7 летнего возраста, приступающих к систематическому обучению в школе, самым неблагоприятным образом сказывается на процессах адаптации к школьным нагрузкам, являясь одной из основных причин дальнейшего ухудшения их здоровья, что снижает естественно возможности успешного обучения.
 В наши дни отрицательный вклад в ухудшение показателей здоровья детей вносит и сама школа. За годы учебы численность больных детей увеличивается с 51% до 79,6 % Приоритетные болезни: нервно- психические, костно-мышечные,органы пищеварения, физическое развитие. Учитывая высокую заболеваемость детей дошкольного возраста, необходимо спланировать работу в ОУ так: В начальной школе – вся деятельность направлена на профилактику, а средний и старший возраст – реабилитация.
 Анализируя деятельность школы как здоровье сберегающую среду в образовательном пространстве, педагогический коллектив установил основные причины ухудшения здоровья детей в школе:
1. Отсутствие системной организации учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
 2. Интенсификация учебного процесса (перегрузка).
3. Стрессовая педагогическая тактика.
4. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
5. неподготовленность педагогов, родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей
6. Преждевременное начало обучения.
 7. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований и организации учебного процесса.
 8. Некачественный врачебный контроль за учащимися (формальные мед осмотры)
 9. Недостатки в существующей системе физического воспитания и трудовых нагрузок для учащихся
10. Работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни иногда носит эпизодический характер.
Тщательно изучив эти вопросы пед. коллектив школы поставил для себя одну из основных задач: Создать такую структуру педагогической системы ОУ, которая бы помогла реализовать цели:
стабилизация и снижение отрицательного влияния школьного фактора на здоровье детей.
 Поэтому среди первоочередных мер являются необходимыми:
1. расширение в предметах и предметных областях интеграции знаний, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
. Применение здоровьеоберегающих педагогических технологий.
 3. Создание внутренней образовательной среды школы, способствующей обретению детьми опыта здорового проживания в коллективе.
Наша школа приступила к решению этой проблемы. Пытаемся открыть опытно-экспериментальную площадку « Создание здоровьесберегающего и развивающего пространства для учащихся школы». Совместно с лабораторией проблем здоровья в образовании НИРО. Работа по этому направлению идет в школе с 2006-2007 учебного года. Целью работы является формирование у учащихся понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его био-, социо- и духовных начал, а так же гармонии взаимодействия с миром внешним и природой и социальной средой , через получение практических навыков такого взаимодействия. В связи с этим структура системы работы школы должна строиться на коммуникативной основе. Это касается и управления школой и образовательно-воспитательным процессом. Необходимо перейти из авторитарной системы общения к общению на основе диалога «Учитель-ученик». Владение культурой диалога важно как для учителя, так и ученика, если провозглашается ориентация ОУ на сохранение здоровья участников педагогического процесса. Освоение учителем диалоговой культуры даст возможность создать в классе атмосферу эмпатии, способствует решению многих задач организации современного образовательного процесса.
 Как решались вопросы повышения коммуникативной компетентности педагогов в нашей школе? 1. Изучили теоретический материал.
 2. Работает педагогическая мастерская, где даем открытые уроки с последующим анализом используем новые интерактивные педагогические технологии, которые помогают изменить стрессогенную тактику характерную для традиционных педагогических подходов, основанных на авторитарном стиле общения.
3. Проводим дидактические игры, заседания круглого стола.
 Проблема улучшение здоровья школьников не может быть решена в полной мере, если не будет проведена компетентная экспертиза всего образовательного процесса и условий его реализации, учебных программ, обоснованность и объем учебных заданий для самостоятельной работы, методик преподавания с позицией «здоровья созидающей» педагогики.
 Изучаю динамику состояния здоровья детей в нашей школе мы обратили внимание на следующий обеспокоивший нас факт: из года в год среди поступающих в 1 класс увеличивается количество детей, уже имеющих отклонения в здоровье. 2006-07 г. 2007-08 г. 2008-09 г. По данным медицинского осмотра преобладают болезни: нарушения осанки, сколиоз, ожирение, тубинфицированные, миопия, увеличение щитовидной железы, вегето-сосудистая дистония. Из 52 учащихся школы практически здоровы три ученика (1 группа здоровья), 33 ученика имеют 2 группу здоровья, 16 – 3 группу здоровья. 36 детей имеют основную физкультурную группу, 16 – подготовительную.
В федеральном законе «Об образовании», устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование отмечается «ОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». В связи с этим мы все понимаем, что педагогическая система должна формировать у школьников мотивацию к «Здоровому образу жизни», культуры здоровья и соответствующих мировоззренческих установок. Формирование культуры здоровья у школьников должно быть приоритетным на всех этапах обучения, интегрироваться в весь образовательный процесс.
Успешность решения этой проблемы считаю во многом будет зависеть от того, на сколько совпадают ценностные ориентации и нормативы детей и взрослых. Для этого мы предложили учащимся 9-11 классов проранжировать список из 9 социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека: 1. карьера 2. семейное благополучие 3. материальный достаток 4. здоровье 5. образование 6. работа – которая приносит радость 7. свобода, независимость 8. наличие близких друзей 9. интересное общение
Оказалось здоровье входит в круг социальных приоритетов, как подростков так и взрослых (у взрослых на первом месте, у детей на втором после семейного благополучия). Отсюда следует, что юноши и девушки прекрасно осознают «быть здоровым – это здорово!». Интересно было выяснить какой смысл вкладывают в понятие «здоровье» обе категории. Мнение совпало. «здоровье – этого состояние физического и психологического благополучия». Реже: 2 здоровье это условие социального благополучия. 3 наименее значимым оказалось, что здоровье – условие личностного роста и самореализации. А когда решили выяснить какие факторы влияют на состояние здоровья человека, большинство написали: политика государства, экология, наследственность. Судя по ответам, дети и взрослые не до оценивают роль конкретных поведенческих факторов сохранения и укрепления здоровья снимают ответственность с себя за свое здоровье. Лишь небольшая группа детей ми взрослых осознанно регулярно занимаются спортом, соблюдают режим дня, режим питания. Имеют здоровые отношения к алкоголю и курению. Русский философ Влад Соловьев в своей работе «Оправдание добра» подчеркивает 3 основных нравственного начала: стыд, жалость, благовоние высшими ценностями. Причем, если стыд – чувство, присущее только человеку, то жалость присутствует и в живом мире. На основе стыда развивается совесть. А вот отсутствие жалости ставит человека по степени развития ниже животного. Как важно развить же качества у ребенка, не опустить их в воспитание. К сожалению в последнее время говорить об этом приходиться все чаще.
Очень важно строить свою работу на знаниях психологического климата в коллективе. Исследование психологического климата включило в себя анализ: 1. Удовлетворенность педагогов и учащихся деятельностью школы. 2. Мотивация учащихся и учебной деятельности. 3. Тревожности учащихся.
 Не секрет, что профессиональные успехи учителей, в значительной мере зависят от сложившейся атмосфере в трудовом коллективе. Анкета «Психологический климат в коллективе» дала возможность оценить администрации школы реальную обстановку. Практически все удовлетворены деятельностью. Оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями, подробно изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой, позволил тест школьной тревожности Филижа (прилагается). Анализируя результаты трех лет наблюдений за учащимися, видно, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены. Наиболее высокие показатели по следующим видам тревожности: страх оценивания, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих. Значения эти превышают допустимые пределы. (больше – 50 %). Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хороший оценки, требуют только хорошего поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то значит в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, и для развития эмоционально- волевой сферы учащихся. Здесь проводим специальные занятия адаптации детей к средней школе. В них таким образом, и чтобы каждый ученик имел возможность реализовать свой творческий потенциал, обеспечить свое личное благополучие, во взаимоотношениях с детьми необходим доброжелательный микроклимат, создание у ребенка успешности в учебной деятельности.
Здоровье педагога.
А чтобы был этот здоровый психологический климат, необходим – здоровый учитель. Педагог – сложная по стрессогенности в школе профессия. Одним из факторов её трудности является то, что нельзя предугадать сценарий рабочего дня учителя, что само по себе – уже стресс. Защитные механизмы психики личности субьективны: это и переутомление, и не желание работать или что-либо вообще делать, стереотипное отношение к проблемам, повышенная осторожность в общении. Восстановление такого здоровья – не просто лечение медикоментозное, а огромная работа над собой, формирование позитивного отношения к себе к открытому взаимодействию с миром, надо любить себя, уважать свои поступки и действия, а не идти по пути «погребения» своей профессиональной деятельностью. Здоровый педагог – всегда психически уравновешенный, работоспособный, обладает оптимизмом.
Уважаемые педагоги! «Рекомендации педагога А.А.Дубровского для сокращения собственного здоровья.» 1. Не впадайте в гнев. 2. Умейте отвлечься от забот на время. 3. Не предъявляйте чрезмерных требований к окружающим. 4. Иногда нужно и уступить. 5. Нельзя быть во всём совершенным, не надо стремиться к этому. 6. Больше движений. 7. Улыбайтесь. 8. Ваше здоровье – пример для здоровья детей. 9. Будьте терпеливы, требовательны, но и снисходительны. 10. Будьте всегда в хорошем настроении и с чувством юмора. 11. Не жалуйтесь родителям: дисциплина и успеваемость класса – дело вашей профессиональной чести.
 Психологическое здоровье педагога – важнейшая составляющая успешности профессиональной деятельности. Об этом надо каждому помнить. Заботьтесь о себе, о своих коллегах, быть терпимыми и внимательными к окружающим, щадите друг друга. Особое внимание к созданию здорового психологического климата в коллективе должна уделять администрация школы. Для меня как руководителя школы это первоочередная задача, ибо, если учитель идет на работу с желанием, получает от неё удовлетворение и наслаждение знает, что он найдет здесь полное взаимопонимание и необходимую поддержку, выигрывает от этого в первую очередь администрация, школы. Такой учитель даст очень много позитива.
В связи с этим стремимся создать условия работы: 1. Санитарно-гигиенический режим (в школе тепло, чисто, хорошее освещение). 2. Материальная и моральная заинтересованность (нагрузка учителя 22-28 часов). Все учителя имеют категорию: 2- вторая 9- первая 2- высшая Многие имеют награды и благодарственные письма, почетные грамоты от руководителей районного, областного и республиканского уровня. 3. Условия для педагогического расчета учителя. (в 2008 году прошли курсы переподготовки в НИРО г. Н. Новгорода учителя немецкого языка, физики, истории религии, краеведения, методики преподавания информатики. Участвуем и в областных семинарах, конференциях, получаем необходимые консультации в НИРО. Многих учителей школы знают на кафедрах в НИРО, как педагогов ищущих. Очень приятно видеть результаты работы областной экспериментальной площадки по краеведению. Учитель Куюмова Валентина Самуиловна стала соавтором учебника «НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ» по курсу краеведения в 7 классе, с группой ребят участвовала в областной конференции по краеведению. 4. При составлении расписания зам. директора Кострова В.Н. учитывает интересы учителя и учащихся (транспорт, минимум «окон» ). Каждый учитель имеет методдень. 5. 2008 году поправили свое здоровье в санаториях области трое учителей и четверо учащихся. 6. отмечаем дни рождения, праздники встречаем вместе, создавая себе веселое настроение. Позитив нужен в нашей работе, а душой нашего коллектива здесь Павленко И.В. Создаем в коллективе атмосферу творчества, поиска.
 В заключение пожелаю всем здоровья, мира, добра, творчества и веры в себе, в собственные возможности. Силы, заложенные в человеке, не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен. Если ты не можешь быть могучей сосной на вершине холма, Будь деревцем в долине, но только будь Самым лучшим деревцем у родника, Если ты не можешь быть деревцем, Будь кустиком, но только самым красивым и привлекательным. Если ты не можешь быть кустиком, будь травкой И сделай дорогу счастливее, Если не можешь быть дорогой, будь тропинкой. Но только любимой и желанной. Если ты не можешь быть щукой, будь окунем, Но будь самым красивым окунем в озере! Если ты не можешь быть солнцем, Будь звездой, но только самой яркой! Желаю всем гореть, любить себя, близких, своих детей и нашу самую замечательную и благородную профессию на земле - Учитель!
Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: Nadegda (01.05.2011)
Просмотров: 1437 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соц.сетях

Наш Telegram

Поиск
Школьное питание
Возраст сайта

Copyright (c) Сайт Галибихинской школы ggaliba.ucoz.ru 19.04.2024 HASH(0x4c67068)
Проверка тИЦ и PR Яндекс.Метрика